Подшивки журнала

2015 год

«ДПО в стране и мире» №1-2015 Скачать журнал

СОДЕРЖАНИЕ

Л.В. Шмелькова
О профессиональных стандартах в сфере образования

Шмелькова Л.В.

Шмелькова Л.В.

В статье рассмотрены вопросы разработки и применения профессиональных стандартов в сфере образования и науки, приведены нормативные документы, а также перечень профессиональных стандартов, которые необходимо разработать и апробировать в ближайшее время.

Г.В. Можаева
МООК – новые возможности для развития дополнительного профессионального образования

Рассматриваются ключевые особенности и возможности применения массовых открытых онлайн-курсов (МООК) в дополнительном профессиональном образовании. Проанализирован опыт Национального исследовательского Томского государственного университета по использованию результатов МООК-обучения для повышения квалификации слушателей в соответствии с российским законодательством.

С. А. Прокофьев
Профессиональные стандарты лифтовой отрасли: опыт разработки и применения

Статья посвящена опыту разработки и применения профессиональных стандартов в лифтовой отрасли, приведены проблемы и трудности, возникающие при этом.

 О.А. Павлова
Применение профессиональных стандартов: проблемные аспекты

В статье рассмотрены проблемные аспекты вновь принимаемых профессиональных стандартов, показаны сложности согласования с ними федеральных государственных образовательных стандартов.

Иванов

В.Г. Иванов

В.Г. Иванов, О.Ю. Хацринова
Организационно-педагогические условия повышения квалификации инженерных кадров

Статья посвящена новым форматам повышения квалификации инженерных кадров. Раскрываются проблемы осуществления дополнительных образовательных программ подготовки инженерных кадров. Показаны условия построения системы внутрифирменного обучения слушателя системы дополнительного профессионального образования на основе достижений инженерной педагогики.

Пастуховские чтения 2014 Гущина ЛСЛ.С. Гущина
Наукометрические показатели в оценке результатов научной деятельности

В статье анализируются квалиметрические показатели для оценки публикационной активности сотрудников научных и образовательных организаций.

Вкладка – Нормативные документы

Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов от 22 января 2015 г. № ДЛ-1/05вн

«ДПО в стране и мире» №2-3-2015 Скачать журнал

СОДЕРЖАНИЕ

 

Attachment.aspxТ.М. Алимова, С.К. Коваленко, Т.М. Трофимова

Президентская программа повышения квалификации инженерных кадров на 2012-2014 годы – эффективное партнерство образования и бизнеса

В настоящем обзоре, подготовленном ответственными сотрудниками Министерства образования и науки Российской Федерации как заказчика Президентской программы повышения квалификации инженерных кадров на 2012-2014 годы и Национального фонда подготовки кадров (НФПК) как организации – оператора Программы, представлены ее итоговые результаты за 2012 – 2014 годы.

Н.Н. Аниськина, А.А. Большаков
Кадровое обеспечение международного сотрудничества в сфере информационной безопасности и ИТ-услуг

В статье рассматриваются вопросы развития системы подготовки международных менеджеров и аудиторов по стандартам информационной безопасности и ИТ-сервиса в России.

И.Л. Рудая
Развитие непрерывного образования взрослых в Европейском союзе и Российской федерации: общие тенденции и направления

Пастуховские чтения 2014 Рудая ИЛ

В статье анализируются основные тенденции и направления, принципы и цели развития непрерывного образования взрослых в ЕС и России.

Н.Н. Аниськина, И.О. Мельник
Обеспечение качества непрерывного образования взрослых: подходы и модели

В статье рассматриваются европейские и российские подходы к обеспечению качества непрерывного образования взрослых, предлагается оригинальная модель обеспечения качества НОВ в России.

А.Н. Назарычев
О концепции совершенствования системы дополнительного профессионального образования в энергетической отрасли

В статНазарычевье предлагается концепция развития системы ДПО в ТЭК, а именно: принципы и цели совершенствования отраслевого ДПО, первоочередные и стратегические задачи, возможные результаты внедрения.

Е.А. Царькова
Дополнительное профессиональное образование и профессиональное обучение кадров: взгляд на перспективы развития с учетом отраслевых требований

miroВ статье рассматривается роль принимаемых профессиональных стандартов, а также процедур профессионально-общественной аккредитации в совершенствовании отраслевого ДПО.

«ДПО в стране и мире» №4/2015 Скачать журнал

СОДЕРЖАНИЕ

Смирнова Ю.В.

Ю.В. Смирнова

Ю.В. Смирнова
Труд и образование: возможности сопряжения интересов

В статье рассматриваются актуальные вопросы профессионального образования и обучения, а также дополнительного профессионального образования с точки зрения рынка труда.

 


Е.Д. Рылько, О.А. Подольский
Ключевые компетенции и образование современного трудоспособного населения Российской Федерации: результаты международного исследования PIAAC0902485d7574c10103093cef066dbc43

В статье рассматривается история развития инструментов оценки ключевых компетенций взрослого населения в мире, а также результаты исследования этих компетенций в России в рамках программы PIAAC.

Вкладка – Но9876234577777рмативные документы

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»

Лалалева Зоя АлександровнаЗ.А. Лалаева, Т.В. Малинина
Эффективность мониторингов системы дополнительного профессионального образования

Т.В. МалининаВ статье рассмотрены проблемы мониторинга и сбора информации образовательных организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы.

Е.В. Ершова, А.А. Ершов
Основные предпосылки и направления разработки стандарта ISO 37001 «Антикоррупционная система менеджмента»

В статье рассматриваются вопросы борьбы с коррупцией в мире, в частности: разработка нового антикоррупционного стандарта.

Е.Ю. Жарова
Быть или не быть двухуровневой системе научной аттестации в России: история и современность

В статье рассматривается история присуждения ученых степеней в России – трансфер европейской системы научной аттестации и реализация ее на российской почве. Помимо эволюции системы ученых степеней уделяется внимание вопросам ее реформирования, поднимавшимся в начале XX века в связи с ожидающейся реформой высшей школы во время Первой русской революции (1905–1907 гг.). Автор проводит параллели с современностью, когда в связи с присоединением России к Болонскому процессу была проведена реформа высшего образования и вновь возник вопрос о реформе системы научной аттестации.

«ДПО в стране и мире» №5-2015 Скачать журнал

СОДЕРЖАНИЕ

Алимова Т.М.
Т.М. Алимова, И.В. Аржанова
О ведомственной целевой программе «Повышение квалификации инженерно-технических кадров» Письмо Минобрнауки России от 25 августа 2015 г. № АК-2453/06 «Об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере ДПО»

Шмелькова Л.В.

Л.В. Шмелькова, А.Г. Абрамов
Статистические данные о реализации дополнительных профессиональных программ в Российской Федерации в 2014 году

А.И. Коротаева, В.Б. Побродилина
Профессиональные стандарты в закупочной деятельности

Н.Н. Аниськина, Т.Е. Федосеева, В.Н. Акишин, М.В. Аниськин
Формирование системы признания качества дополнительного профессионального образования

З.А. Лалаева, Т.В. Малинина
Нормативное и методическое обеспечение реализации дополнительных образовательных программ на уровне организации

«ДПО в стране и мире» №6-7-2015 Скачать журнал

СОДЕРЖАНИЕ

Е.И. Абрамова
Подготовка к международным экзаменам в системе дополнительного образования

В.Н. Азаров, Ю.И. Гудков
Дополнительное инженерное образование для информационного общества


Елена Бреслав
Обучение и образование взрослых в глобальных докладах Юнеско

П.А. Жбанов
Кадровое обеспечение сферы жилищно-коммунального хозяйства

А.С. Зац, З.А. Лалаева, Т.В. Малинина
Прием иностранных граждан на обучение по дополнительным образовательным программам

С.В. Климан
Реализация опережающего профессионального образования персонала промышленного предприятия

программными методами

Мнения экспертов
Непрерывное образование взрослых: от тотального диктанта к управлению дронами

А.А. Факторович
Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ как инструмент управления качеством профессионального образования

Е.А. Царькова
Практики признания квалификаций и профессионального опыта на основе построения отечественных систем оценок

«ДПО в стране и мире» №6-7-2015 Скачать журнал

СОДЕРЖАНИЕ

Н.В. Бондаренко
Анализ ситуации на рынке услуг профессионального обучения по результатам социологического исследования

В данной статье представлены результаты исследования текущей ситуации и перспектив развития сферы профессионального обучения в России. Исследование осуществлено в рамках Мониторинга экономики образования, который реализуется НИУ «Высшая школа экономики» совместно с Левада-центром при поддержке Минобрнауки России в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 гг.

А.Н. Крылов, Н.Я. Гарафутдинова
Применение профессиональных стандартов: сложные вопросы, подготовка к внедрению и адаптация на предприятиях различных форм собственности

Применение профессиональных стандартов, безусловно, является одним из ближайших значимых событий в сфере трудовых отношений в Российской Федерации. Для освещения некоторых вопросов внедрения профессиональных стандартов в сферу трудовых отношений авторами была подготовлена настоящая статья.

И.Д. Лельчицкий, Т.А Голубева
Значение результатов обучения в развитии профессионального образования

В статье рассматривается применение так называемой системы зачетных единиц, основанной на результатах обучения, в среднем профессиональном образовании.

А.И. Коротаева, В.Б. Побродилина
Обучение государственных служащих в преддверии внедрения профессиональных стандартов

В статье рассматриваются особенности дополнительного профессионального образования государственных служащих Российской Федерации с учетом современных требований законодательства.

И.Д. Шаховской
Купцы-меценаты второй половины XIX века – яркий пример

2014 год

«ДПО в стране и мире» №1-2014

СОДЕРЖАНИЕ

 

Президентская программа повышения квалификации инженерных кадров

Т.М. Алимова, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России
И.В. Аржанова, исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров
Т.М. Трофимова, руководитель департамента развития профессионального образования Национального фонда подготовки кадров

Президентская программа повышения квалификации инженерных кадров на 2012-2014 годыВ статье подводятся итоги двух первых лет реализации «Президентской программы повышения квалификации инженерных кадров на 2012-2014 годы», рассказывается о мероприятиях, которые проводятся в рамках Программы. За два года реализации Программы обучено свыше 11 500 специалистов инженерного профиля по 421 программе, которые прошли конкурсный отбор. По итогам реализации Программы в течение трех лет будет сформирован банк актуальных программ повышения квалификации.

Скачать статью Т.М. Алимова, И.В. Аржанова, Т.М. Трофимова, Президентская программа повышения квалификации инженерных кадров Президентская программа повышения квалификации инженерных кадров

Образовательные сети: организационный аспект

ЩенниковС.А. Щенников, ректор Международного института менеджмента ЛИНК, д-р пед. наук, профессор
Е.С. Щенникова, проректор по дополнительному образованию Международного института менеджмента ЛИНК, канд.экон.наук

Статья раскрывает специфику отечественного контекста создания образовательных сетей, который задается статьей 15 нового Закона об образовании. Формулируются цели создания сетей, соотносятся понятия «образовательная сеть» и «виртуальный университет». Дается классификация образовательных сетей. Делается акцент на управлении знаниями как основном инструменте сетевого взаимодействия. На основе обобщенной модели Скирма формулируется ряд идей и проблемных моментов, касающихся образовательных сетей, связанных с глобализацией, использованием интеллектуального капитала, технологическими изменениями, организационной культурой и стилем управления, виртуализацией, конкуренцией, сетевым брендом.

Скачать статью С.А.Щенников, Е.С.Щенникова, Образовательные сети организационный аспект

Европейские модели обучения специалистов по качеству и оценки деятельности осуществляющих его организаций

Ю.А. Гусаков, вице-президент Европейской организации качества, д-р.экон.наук., профессор

Представлен опыт Европейской организации качества и других международных и национальных организаций в сфере формирования и развития системы независимой оценки и признания учебных организаций и персонала органов по сертификации. Основной принцип допуска в систему – негосударственная аккредитация. Автор убедительно говорит, как конкретно европейский и мировой опыт может помочь России.

Скачать статью Ю.А. Гусаков, Европейские модели обучения специалистов по качеству и оценки деятельности осуществляющих его организаций

О профессионально-общественной аккредитации дополнительных профессиональных программ

С.Н. Анисимов, генеральный директор Агентства по контролю качества образования и развитию карьеры

Основная задача профессионально-общественной аккредитации – подтвердить качество выпускников дополнительной профессиональной программы.

Скачать статью С.Н. Анисимов, О профессионально-общественной аккредитации дополнительных профессиональных программ

Оценка соответствия персонала в национальной система стандартизации

В.А. Новиков, проректор по учебной работе, заведующий кафедрой «Менеджмент качества» ФГАОУ ДПО «Академии стандартизации, метрологии и сертификации(учебная)» Росстандарта, канд.тех.наук, доцент

Автором рассматривается место и состав независимой оценки качества образования с позиций нового законодательства в этой сфере. Выделяются особенности организаций ДПО в этом процессе. Дается анализ некоторых понятий, связанных с оценкой соответствия и качества в образовании. Описывается деятельность и развитие национальной системы оценки соответствия персонала организаций. Приводятся принципы международных подходов и отечественного опыта в оценке соответствия.

Скачать статью В.А. Новиков, Оценка соответствия персонала в национальной система стандартизации

Опыт оценки качества образовательных программ и сертификации профессиональных квалификаций в области строительства и проектирования, энергоаудите и ЖКХ

Жбанов П.АП.А. Жбанов, президент Российской академии жилищно-коммунальных наук, генеральный директор ОАО «Ордена Трудового Красного Знамени Академии коммунального хозяйства им. Панфилова», профессор

Автором показано, что отраслевое профессиональное сообщество для достижения качества ДПО должно управлять не образовательными организациями, а выстраивать систему управления знаниями, приобретаемыми в рамках реализации программ ДПО.

Скачать статью П.А. Жбанов, Опыт оценки качества образовательных программ и сертификации профессиональных квалификаций в области строительства и проектирования, энергоаудите и ЖКХ

Об адаптации европейской модели качества образования CQAF для сферы ДПО

Г.В. Можаева, директор института дистанционного образования Национального исследовательского Томского государственного университета

Автор рассказывает о европейском опыте в обеспечении гарантий качества профессионального образования. Европейский Союз последние годы оказывает содействие сотрудничеству в сфере обеспечения качества образования с акцентом на обмен моделями и методами, на выработку общих критериев и принципов качества в профессиональном образовании. Особое внимание уделено модели CQAF (Common Quality Assurance Framework), которая является результатом серии европейских проектов, нацеленных на новый европейский стандарт по качеству непрерывного профессионального образования и обучения.

Скачать статью Г.В. Можаева, Об адаптации европейской модели качества образования CQAF для сферы ДПО

Вкладка – Нормативные документы

  • Приказ Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1320 «Об утверждении формы лицензии на осуществление образовательной деятельности, формы приложения к лицензии на осуществление образовательной деятельности и технических требований к указанным документам»
  • Приказ Минобрнауки России от 15.11.2013 №1244 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденный приказом Минобрнауки Российской Федерации от 01.07.2013 г. №499
  • Методические рекомендации по стимулированию и поддержке непрерывного образования в субъектах Российской Федерации
  • Приказ Минобрнауки России от 25.10.2013 №1185 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам»
  • Приказ Минобрнауки России от 10.12.2013 №1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»

«ДПО в стране и мире» №2-2014

СОДЕРЖАНИЕ

Стратегия подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации до 2020 года

Т.В. Рябко, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России

В статье рассматриваются цель, задачи и принципы разработанной в Минобрнауки России стратегии подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации до 2020 года.

Скачать статью Т.В. Рябко, Стратегия подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации до 2020 года

Резервы бизнес-школ в повышении квалификации слушателей

конференция сентябрь 2015 БреславЕлена Бреслав, директор консалтинговой компании Business Matrix (Рига, Латвия)

В статье анализируются причины снижения уровня подготовки специалистов, а также рассматриваются различные способы его повышения, в том числе и дистанционные.

Скачать статью Елена Бреслав, Резервы бизнес-школ в повышении квалификации слушателей

Повышение квалификации и открытая общедоступная сетевая платформа ДПО

В.В. Безлепкин, ректор Института развития дополнительного профессионального образованияВ.В. Безлепкин, ректор Института развития дополнительного профессионального образования, д-р. эконом. наук, профессор

В статье рассматриваются задачи, стоящие перед системой ДПО, предлагается способ создания ее общедоступной сетевой платформы.

Скачать статью В.В. Безлепкин, Повышение квалификации и открытая общедоступная сетевая платформа ДПО

 

Вкладка – нормативные документы

  • Приказ Минобрнауки России от 05.12.2013 № 1310 “Об утверждении Порядка разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности”
  • Приказ Минорнауки России от 28.02.2014 № 151 “О составе Комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации по разработке и реализации комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций”
  • Постановление Общероссийских объединений работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» и «Объединения предпринимательских организаций работодателей малого и среднего бизнеса» (ОПОРА России) №224/04-р от 30.12.2013 “Об утверждении Положения о профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность”
  • Приказ Минобрнауки России от 09.10.2013 № 1129 “О признании утратившими силу некоторых приказов Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию, Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации”

Разработка дополнительных профессиональных программ на основе требований ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”

В.Л. Петров, и.о. ректора Московского государственного горного университета, профессор, д-р техн. наук
А.Ю.Филиппович, заместитель директора Мультивендорного и академического консорциума в области ИКТ, доцент МГТУ им. Н.Э.Баумана, доцент, канд. техн. наук.
З.А. Лалаева, начальник учебно-организационного отдела Института дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», доцент, канд. техн. наук.

Авторы статьи – члены комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации по развитию дополнительного профессионального образования, созданной приказом Минобрнауки России от 14 января 2013 г. № 9, и эксперты экспертной группы «Нормативное правовое регулирование в сфере ДПО» этой комиссии – рассматривают процесс формирования содержания и структуры дополнительных профессиональных программ, основываясь на принципах системы менеджмента качества.

Скачать статью В.Л. Петров, А.Ю.Филиппович, З.А. Лалаева, Разработка дополнительных профессиональных программ на основе требований ФЗ Об образовании в РФ

Инновационные техники коллективной работы как фактор вовлечения персонала в процесс развития и совершенствования менеджмента качества образовательной организации

Терехова ЕкатеринаЕ.Ю. Терехова, заведующая кафедрой экономики и управления собственностью Академии Пастухова, канд. экон. наук

В статье анализируются причины торможения инициатив качества в образовательных организациях, выявленные в рамках международного проекта «Распространение духа качества ДПО» Фонда Леонардо да Винчи, рассматривается опыт применения инновационно-проектной технологии для преодоления этих проблем.

Скачать статью Е.Ю.Терехова, Инновационные техники коллективной работы как фактор вовлечения персонала в процесс развития и совершенствования менеджмента качества образовательной организации

«ДПО в стране и мире» №3-2014

СОДЕРЖАНИЕ

От редакции

Этот номер журнала посвящен проходившей с 23 по 30 апреля 2014 года в Санкт-Петербурге XV ежегодной Международной акции «Неделя образования взрослых в России», приуроченной к Году культуры в России. Акция проводится с 2000 года. За этот период мероприятия акции организовывались в разных регионах России при поддержке партнеров из ближнего и дальнего зарубежья. Темой акции в 2014 году стало «Становление культуры обучения на протяжении всей жизни», что определило цели и наиболее значимые направления работы ее участников.

Приветственное слово

А.А. КлимовДорогие друзья! Поздравляю вас с открытием «Недели образования взрослых»!

Значимость образования взрослых в современных условиях трудно переоценить. Все мы свидетели того, как стремительно развивается общество и не менее стремительно повышаются требования к человеку. Эту проблему можно успешно решать только благодаря эффективному образованию взрослых, направленному на активное и последовательное развитие личностного, профессионального и творческого потенциала уже сформировавшегося человека.

Обучение взрослых существенно помогает адаптироваться к стремительно изменяющимся социальным условиям. Именно оно призвано помогать каждому взрослому человеку жить более широкими интересами, целенаправленно формировать свое мировоззрение, кругозор, личностные качества и на этой основе находить пути личностной и профессиональной самореализации.

В рекомендациях о развитии образования взрослых, принятых ЮНЕСКО, отмечается: «Каждому государству – члену ООН следует признать образование взрослых необходимым и специфическим компонентом своей системы образования и постоянным элементом своей политики социального, культурного
и экономического развития…». Реализация намеченных в рамках данного форума ориентиров в развитии образования взрослых должны стать шагом в повышении интеллектуального потенциала России.

Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации
А.А. Климов

Приоритеты государственной политики в сфере непрерывного образования взрослых

Н.М. Золотарева, директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России.

В статье рассмотрены цель, основные задачи и приоритетные направления системы непрерывного образования взрослых.

Скачать статью Н.М. Золотарева, Приоритеты государственной политики в сфере непрерывного образования взрослых

Потенциал социально ориентированных некоммерческих организаций в развитии неформального образования

Сафина Зульфия НурмухаметовнаЗ.Н. Сафина, руководитель Аппарата Общественной палаты Республики Татарстан, д.п.н., профессор кафедры социально культурной деятельности КазГУКИ.

В статье рассматривается роль социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) в развитии неформального образования взрослых. Представлен опыт реализации социально-образовательных программ, раскрывающий образовательный потенциал институтов гражданского общества.

Скачать статью З.Н. Сафина, Потенциал социально ориентированных некоммерческих организаций в развитии неформального образования

Неформальное образование: пример датских Высших народных школ и общественного просвещения в Дании

Финн Андерсен, директор Датского института культуры (г. Санкт-ПетербургФинн Андерсен, директор Датского института культуры (г. Санкт-Петербург).

В статье рассмотрены история и особенности организации неформального образования в Дании.

Скачать статью Финн Андерсен, Неформальное образование пример датских Высших народных школ и общественного просвещения в Дании

 

Вкладка – Нормативные документы

  • Федеральный закон “Об электронной подписи”  №63-ФЗ от 06.04.2011 г. (в ред. Федеральных законов от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 10.07.2012 N 108-ФЗ, от 05.04.2013 N 60-ФЗ, от 02.07.2013 N 171-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 12.03.2014 N 33-ФЗ)
  • Постановление Правительства РФ №245 “О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации” от 29.03.2014 г.
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №2 “Об утверждлении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ” от 09.01.2014 г.
  • Приказ № 1074 “О признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов государственного комитета РФ по высшему образованию, Министерства общего и профессионального образования РФ, Минобр РФ и Минобрнауки РФ” от 18.09.2013 г.

Государственно-общественное управление системой непрерывного образования взрослых

В.В. Беличенко, член Экспертно-консультативного Комитета по образованию Федерального Собрания Государственной Думы Российской Федерации

В статье рассмотрены вопросы государственно-общественной регуляции непрерывного образования взрослых, особенно на региональном уровне, показаны возможные риски и способы их снятия.

Скачать статью В.В. Беличенко, Государственно-общественное управление системой непрерывного образования взрослых

Роль непрерывного образования в формировании у молодежи адекватных образовательно-карьерных траекторий

С.Ю. Манухина, заведующая кафедрой Социальной психологии МЭСИ, канд. психол. наук, доцент.
В.В. Торубаров, генеральный директор ООО «Верити», эксперт Минобрнауки РФ по непрерывному образованию.

Скачать статью С.Ю. Манухина, В.В. Торубаров, Роль непрерывного образования в формировании у молодежи адекватных образовательно-карьерных траекторий

«ДПО в стране и мире» №4-2014

СОДЕРЖАНИЕ

О приоритетах государственной политики, законодательном и нормативном обеспечении в сфере дополнительного профессионального образования

Шмелькова Л.В.Л.В. Шмелькова, начальник отдела Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России.

В статье рассматриваются актуальные вопросы государственной политики, а также вопросы развития правового и нормативно-методического обеспечения системы дополнительного профессионального образования.

Скачать статью Л.В. Шмелькова, О приоритетах государственной политики, законодательном и нормативном обеспечении в сфере ДПО

 

Когда знания становятся опорой

Елена Бреслав, директор консалтинговой компании Business Matrix (Рига, Латвия).

В статье показано на конкретном примере – как в образовании продвинуться от академичности к практичности и профессионализму и какова в этом роль ДПО.

Скачать статью Елена Бреслав, Когда знания становятся опорой

Высокое качество жизни как основополагающая цель системы дополнительного образования

В.В. Торубаров, генеральный директор ООО «Верити», эксперт Минобрнауки РФ по непрерывному образованию.

Статья посвящена рассмотрению непрерывного образования, и в частности ДПО, в призме понимания качества образования, как составной части единого понимания качества жизни современного человека.

Скачать статью В.В. Торубаров, Высокое качество жизни как основополагающая цель системы дополнительного образования

Вкладка – нормативные документы

Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2014 г. № АК-1427/061 руководителям организаций высшего образования, дополнительного профессионального образования и профессиональных образовательных организаций “Об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере ДПО”.

Глобальная биржа знаний и навыков будущего

Машукова Наталья Дмитриевна. Центр развития профессиональных квалификаций Высшей школы экономики, директорН.Д. Машукова, директор Центра развития профессиональных квалификаций НИУ ВШЭ.

В статье рассматриваются основные тенденции и изменения в сфере труда, приводящие к новым требованиям и компетенциям, которые должны найти отражение в профессиональных стандартах.

Скачать статью Н.Д. Машукова, Глобальная биржа знаний и навыков будущего

 

Электронное обучение, дистанционные образовательные технологии в дополнительном профессиональном образовании

С.В. Щербинин, зам. директора по учебно-информационным технологиям Института дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», канд. техн. наук.

Т.В. Малинина, зам. директора по учебной работе Института дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», канд. техн. наук, доцент.

В статье приведен опыт реализации дистанционных образовательных технологий в Институте дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», рассмотрены их особенности и возникшие при этом проблемы, предложены пути их преодоления.

Скачать статью С.В. Щербинин, Т.В. Малинина, Электронное обучение, дистанционные образовательные технологии в ДПО

Наши юбиляры

Государственной академии промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова 20 лет

«ДПО в стране и мире» №5-2014

СОДЕРЖАНИЕ

Программы профессионального обучения водителей транспортных средств

Рябко Татьяна ВасильевнаТ.В. Рябко, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России

В статье рассмотрены особенности утвержденных Приказом Минобрнауки России примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств.

Скачать статью Т.В. Рябко, Программы профессионального обучения водителей транспортных средств

 

Общие подходы к развитию непрерывного образования взрослых в Российской Федерации

И.Л. Пастуховские чтения 2014 Рудая ИЛРудая,член комитета по логистике ТПП РФ, д-р экон. наук, первый проректор Академии Пастухова

В статье рассмотрены основные задачи, принципы и показатели системы непрерывного образования взрослых.

Скачать статью И.Л. Рудая, Общие подходы к развитию непрерывного образования взрослых в Российской Федерации

 

К вопросу о непрерывности и качестве подготовки управленческих кадров

Тюриков Александр ГеоргиевичА.Г. Тюриков, генеральный директор ЦСКП–«Центр», доктор социологических наук, профессор

Статья посвящена оценке качества подготовки специалистов-управленцев в России. Особое внимание уделяется исследованию понятий качество власти и эффективность управления.

Скачать статью А.Г. Тюриков, К вопросу о непрерывности и качестве подготовки управленческих кадров

 

Перспективы развития дистанционного обучения в организациях ДПО

Пастуховские чтения 2014 БреславЕлена Бреслав, директор консалтинговой компании Business Matrix (Рига, Латвия).

В статье рассмотрен конкретный механизм создания дистанционной формы обучения в организациях ДПО.

Скачать статью Елена Бреслав, Перспективы развития дистанционного обучения в организациях ДПО

 

Новое качество ДПО: опыт внедрения методологии бережливого производства

И.И. Антонова, проректор по дополнительному профессиональному и бизнес-образованию Института экономики, управления и права (Казань), директор Института бизнес-образования, кандидат физико-математических наук, доцент, Академик Академии проблем качества, член-корреспондент РАЕН, аудитор EOQ

Статья посвящена вопросу качественного развития ДПО в контексте разработки и совершенствования производственной системы вуза и опыта внедрения методики бережливого производства.

Скачать статью И.И. Антонова, Новое качество ДПО опыт внедрения методологии бережливого производства

Вкладка – Нормативные документы

  • Федеральный Закон РФ от 21 июля 2014 г. № 256–ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования» (в сокращении)
  • Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. №785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «интернет» и формату представления на нем информации
  • Приказ Минобрнауки РФ от 28 марта 2014 г. №248 «О порядке и сроке прикрепления лиц для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без освоения прогамм подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)
  • Приказ Минобрнауки РФ от 6 сентября № 663н «Об утверждении порядка приема граждан на обучение по программам ординатуры»

«ДПО в стране и мире» №6-7-2014

СОДЕРЖАНИЕ

Формирование сферы непрерывного образования взрослых в Российской Федерации

Н.М. Золотарева, директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России. Н.М. Золотарева, директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки Российской Федерации

В статье рассматривается проект «Концепции непрерывного образования взрослых в Российской Федерации», разрабатываемый Минобрнауки России, предлагается его широкое обсуждение.

Скачать статью

 

Интегральная модель участия общественных организаций и профессиональных ассоциаций в функционировании национальной системы квалификаций

Аниськина НН-9 22-31Н.Н. Аниськина, президент Союза ДПО, действительный член Академии проблем качества, руководитель экспертной группы «Оценка качества ДПО» Комиссии Минобрнауки России по развитию ДПО, канд. тех. наук.

В статье рассматриваются виды независимой оценки качества профессионального образования, дается описание предлагаемой интегральной модели участия общественных организаций и профессиональных ассоциаций в Национальной системе квалификаций.

Скачать статью

Дополнительное профессиональное образование: европейский опыт и его применение в России

Али РашидиТерехова ЕкатеринаАли Рашиди, директор международных программ Фолькуниверситета (Швеция), генеральный директор Европейской ассоциации провайдеров ДПО ESEDA.
Екатерина Терехова, заведующая кафедрой экономики и управления собственностью Академии Пастухова, канд. экон. наук.

Статья посвящена анализу шведской модели профессионального образования и обучения, объединяющей усилия и интересы образовательных структур, представителей бизнеса и органов власти. Авторы рассматривают механизм действия модели, а также возможности и проблемы, связанные с ее адаптацией в условиях России.

Скачать статью

К вопросу о структуре мотивации сотрудников для получения дополнительного профессионального образования

Е.А. Федорова, зав. психолого-социологической лабораторией, доцент кафедры «Психология» ВГИ (ф) ВолГу, канд. психол. наук.
В.В. Торубаров, генеральный директор ООО «Верити», эксперт Минобрнауки России по непрерывному образованию.

В статье рассматриваются вопросы мотивации персонала к получению дополнительного профессионального образования, предлагается система мер по повышению уровня мотивации к дальнейшему обучению и профессиональному развитию взрослых.

Скачать статью

Практика независимой оценки и сертификации квалификаций «как есть»

Пастуховские чтения 2014 БреславЕлена Бреслав, директор компании Business Matrix (Рига, Латвия).

В статье приведены результаты мониторинга размещенных в медийном пространстве практик независимой оценки и сертификации квалификаций, проводимых общественными организация ми и профессиональными ассоциациями.

Скачать статью

 

Дуальное обучение в системе профпереподготовки – лучшая технология превращения бакалавра в реального специалиста-инженера

В.С. Шейнбаум, директор института проблем развития кадрового потенциала ТЭК, профессор кафедры машин и оборудования нефтяной и газовой промышленности РГУ нефти и газа им. В.С. Зиганшина, директор по развитию ТД «Невьянский Машиностроительный Завод».

В статье рассмотрен опыт реализации дуального обучения в РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, проведено сравнение образовательных программ при наличии и отсутствии дуального обучения, а также показаны его преимущества.

Скачать статью

Роль движения WorldSkills Russia в развитии дополнительного профессионального образования в России

WorldSkills RussiaМ.Э. Андросенко, проректор по учебной работе ФГБОУ ДПО «Государственный институт новых форм обучения» (ГИНФО) (г. Москва), канд. психол. наук, профессор.

В статье рассматривается роль международного некоммерческого движения WorldSkills International и его российского партнера WorldSkills Russi в развитии рабочих кадров России. Реализация социальной ответственности вуза в программах дополнительного профессионального образования.

Скачать статью

Реализация социальной ответственности вуза в программах дополнительного профессионального образования

УрГПУА.А. Симонова, ректор, д-р пед. наук, профессор, Уральский государственный педагогический университет.
Т.Б. Ильина, директор центра непрерывного образования, Уральский государственный педагогический университет.
Н.Л. Шевелева, директор центра менеджмента качества и мониторинга, канд .пед. наук, доцент, Уральский государственный педагогический университет.

В статье рассматриваются особенности выполнения социальной ответственности при реализации программ дополнительного профессионального образования в УрГПУ, обусловленные изменениями требований к компетенциям специалистов на рынке труда.

Скачать статью

Особенности закупок, осуществляемых образовательными организациями

Е.А. Пластинина, заведующая кафедрой государственного и муниципального управления Академии Пастухова, канд.экон.наук.
О.Л. Лобанова, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления Академии Пастухова.

В статье показаны возможные способы закупок товаров (работ, услуг), осуществляемые образовательными организациями для реализации своей деятельности.

Скачать статью

Вкладка – Нормативные документы

  • Письмо Минобрнауки России от 01.08.2014 г., № АК-2131/6 «Об особенностях реализации примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств»
  • Письмо Минобрнауки России от 11.09.2014 г., № АК-2924/06 «О реализации примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств»
  • Приказ Минобрнауки России от 28.07.2014 г., № 795 «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников»
  • Приказ Минобрнауки России от 07.04.2014 г., №276 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

«ДПО в стране и мире» №8-2014

СОДЕРЖАНИЕ

Аспекты и проблемы реализации нового уровня образования

И.А. Мосичева, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки РФИ.А. Мосичева, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки Российской Федерации

В статье рассмотрены вопросы реализации нового уровня высшего образования – подготовка кадров высшей квалификации.

Скачать статью

Некоторые проблемы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре

Пастуховские чтения 2014 Чернова МВМ.В. Чернова, зав. аспирантурой Академии Пастухова, д-р. экон. наук

Статья посвящена обзору работ «круглых столов» семинара по вопросам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, проходившему 4–6 декабря 2014 г. в НИИ ВШЭ.

Скачать статью

 

Оценка квалификаций: использование европейского опыта

Аниськин М.В.Д.И. Алимов, проректор ФГБОУ ДПО «Государственный институт новых форм обучения»
М.В. Аниськин, начальник отдела качества ФГБОУ ДПО «Государственная академия промышленного менеджмента имени Н.П.Пастухова»

В статье рассмотрен европейский опыт создания национальных рамок квалификаций, показана необходимость его использования в России при формировании национальной системы квалификаций.

Скачать статью

Практика независимой оценки квалификации персонала – суждения и ожидания по результатам мониторинга

Бреслав ЕПЕлена Бреслав, директор компании BusinessMatrix (Рига, Латвия)

В статье приведены результаты мониторинга деятельности общественных организаций и профессиональных ассоциаций в сфере независимой оценки профессионального уровня квалификации работников.

Скачать статью

Работа аспирантуры в новых условиях/Мнение эксперта

МПГУВ.В. Маландин, директор Учебно-научного центра приоритетных исследований и проблем подготовки научно-педагогоческих кадров МПГУ.

Скачать статью

 

Вкладка – Нормативные документы с.13

  • Приказ Минобрнауки России от 26.03.2014 г., № 233 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре»
  • Приказ Минобрнауки России от 19.11.2013 г., № 1259 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)»

2013 год

«ДПО в стране и мире» №1-2013 Скачать журнал

СОДЕРЖАНИЕ

Приветственное слово Министра образования и науки Российской Федерации

О приоритетных направлениях государственной политики в сфере дополнительного профессионального образования

Н.М. Золотарева, директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки Российской ФедерацииН. М. Золотарева, директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки Российской Федерации

В статье раскрываются приоритетные направления государственной политики в сфере дополнительного профессионального образования, показана роль работодателей в системе управления качеством дополнительного профессионального образования.

Формирование системы непрерывного образования в современной России

конференция сентябрь 2015 АниськинаН.Н. Аниськина, ректор ФГБОУ ДПО «Государственная академия промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова», президент Союза ДПО и Европейской ассоциации провайдеров ДПО ESADA

В статье рассматриваются ключевые вопросы реформирования российской системы дополнительного профессионального образования. Что необходимо для перехода от государственного регулирования дополнительного профессионального образования к рыночному и какой должна быть стратегия развития ДПО в этих условиях? В чем проблемы нормативно-правового регулирования ДПО? Также рассмотрены организационно-методические вопросы обеспечения гарантий качества дополнительного профессионального образования и европейский опыт в этой сфере, дана характеристика модели гарантий качества непрерывного профессионального образования и обучения CQAF.

Аниськина Н.Н., Формирование системы непрерывного образования в современной России  Скачать статью

Международное сотрудничество в сфере образовательной деятельности: проблемы, задачи и перспективы

ТереховаЕ.Ю. Терехова, заведующая кафедрой экономики и управления собственностью Академии Пастухова

Автор статьи рассматривает возможности международного сотрудничества Министерства образования и науки Российской Федерации с аналогичными структурами стран Евросоюза по вопросам стандартизации и унификации образовательных программ и подходов к обеспечению качества непрерывного образования.

Е.Ю. Терехова, Международное сотрудничество в сфере образовательной деятельности проблемы, задачи и перспективы Скачать статью

Вкладка “Нормативные документы”

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Закон печатается в сокращении).

Состояние и перспективы независимой оценки и сертификации профессиональных квалификаций

В.В. Тиконференция сентябрь 2015 Тимченкомченко, доцент кафедры управления образованием РГПУ им. А.И. Герцена, аудитор систем менеджмента Европейской организации по качеству

Автор рассматривает вопрос создания системы оценки и сертификации профессиональных квалификаций персонала, которая должна стать платформой эффективного взаимодействия образования и рынка труда. Дается обзор нормативно-правовой базы, поддерживающей разработку профессиональных стандартов, и системы сертификации профессиональных квалификаций.

В.В. Тимченко, Состояние и перспективы независимой оценки и сертификации профессиональных квалификаци Скачать статью

Дополнительное профессиональное образование в сфере гостеприимства: практические аспекты

А.А. Жуков, председатель совета по практическому туризму НАТ, канд. экон. наук, советник РАЕН, член-корреспондент ЕАН;
С.О. Дерябина, бизнес-тренер, психолог Санкт-Петербургского института практической психологии и HR-технологий

Авторы статьи рассматривают проблему подготовки персонала для предприятий сферы гостеприимства в свете современных тенденций развития туриндустрии в России и принятия Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)».

Жуков А.А., Дерябина С.О., Дополнительное профессиональное образование в сфере гостеприимства практические аспекты Скачать статью

Организация последипломного образования по направлению “эвалюация” в Швейцарии

logoЛ.Д. Щербина, доцент кафедры иностранных языков Южного федерального университета

Статья информирует читателей о реализации одной из программ последипломного образования Центром повышения квалификации Бернского университета (Швейцария), о содержании учебных планов, условиях зачисления, организации учебного процесса, итоговом контроле.

Л.Д. Щербина, Организация последипломного образования по направлению эвалюация в Швейцарии Скачать статью

Уральский государственный педагогический университет как центр непрерывного социально-педагогического образования

Игошев Б.М., ректор УрГПУБ.М. Игошев, ректор УрГПУ, доктор педагогических наук, профессор; М.Г. Синякова, директор Института кадрового развития и менеджмента УрГПУ;
Н.И. Чуракова, руководитель отделения непрерывного образования

В статье раскрывается опыт реализации непрерывного профессионального образования в Уральском государственном педагогическом университете как процесс преобразования вуза в открытый региональный центр непрерывного образования по широкому спектру социально-педагогических специальностей и направлений.

Игошев Б.М., Чуракова Н.И., Синякова М.Г., УрГПУ как центр непрерывного социально-педагогического образовани Скачать статью

«ДПО в стране и мире» №2-2013 Скачать журнал

СОДЕРЖАНИЕ

Приветственное слово президента Союза ДПО

Аниськина НН-5 22-31Уважаемый читатель!

Во втором номере «ДПО в стране и мире» мы продолжаем обсуждать реформу дополнительного профессионального образования.

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам еще не принят,подходы к организации системы общественной и профессионально-общественной аккредитации находятся в стадии обсуждения, но уже проделана большая работа по нормативно-правовому обеспечению реформы.

Министерство образования и науки Российской Федерации сформировало комиссию по развитию дополнительного профессионального образования, на межведомственном уровне активно разворачивается работа по формированию системы профессиональных стандартов. В частности, Правительство Российской Федерации утвердило план разработки профессиональных стандартов на 2012–2015 годы и правила их разработки, утверждения и применения, Министерством труда и занятости Российской Федерации готовятся к выпуску методические рекомендации по их разработке.

Огромный объем работы предстоит выполнить всем заинтересованным сторонам: органам власти, общественным объединениям и организациям, реализующим дополнительные профессиональные программы, чтобы к 1 сентября 2013 года мы смогли нормативно обеспечить переход к новой концепции качества ДПО. Но не менее важной остается работа по разъяснению ключевых позиций «Закона об образовании в Российской Федерации», которые создают основу новой концепции ДПО.

Редакция журнала будет благодарна вам, дорогие читатели, за участие в обсуждении возможных путей реализации положений Закона об образовании в Российской Федерации и новой концепции на практике”.

С уважением, президент Союза ДПО Н.Н. Аниськина

ДПО в новом Федеральном законе “Об образовании в Российской Федерации” Скачать статью

Ю.В. Линская, заместитель директора департамента правового обеспечения Министерства образования и науки Российской Федерации

Автор статьи раскрывает новые законодательные подходы к дополнительному профессиональному образованию, которое является необходимым условием для подъема экономики страны. Сравнительный анализ действующего законодательства и нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», вступающего в силу с 1 сентября 2013 года, показывает преимущества новой концепции ДПО, которая позволит сконцентрироваться образовательным организациям на нуждах конкретных отраслей социальной сферы, экономики и производства, потребностях заказчиков соответствующих образовательных услуг.

Инженерные кадры России: итоги первого года Скачать статью

Алимова Татьяна МихайловнаТ.М. Алимова, заместитель директора департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки Российской Федерации

В статье подводятся итоги 2012 года реализации «Президентской программы повышения квалификации инженерных кадров на 2012–2014 годы», дается подробный перечень мероприятий, проводимых в рамках программы. Автор анализирует результаты конкурсного отбора образовательных программ повышения квалификации для инженерных кадров и приводит выдержки из отчетов и выступлений представителей образовательных организаций, наиболее успешных в реализации Программы.

Оценка эффективности программ ДПО Скачать статью

О.Г. Фокина, проректор по экономике и финансам ФГБОУ ДПО «Государственная академия промышленного менеджмента имени Н.П.Пастухова»

Дополнительное профессиональное образование требует от работодателя финансовых вложений, однако далеко не всегда оправдывает его ожидания. В качестве критерия успешности обучения автор предлагает рассматривать экономический эффект программ ДПО, который позволит образовательной организации наиболее полно удовлетворять потребности заказчиков в совершенствовании   компетенций и росте профессионального уровня сотрудников.

Вкладка “Нормативные документы” Скачать

  • ПРИКАЗ Министерства образования и науки Российской Федерации (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) № 9 “О Комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации по развитию дополнительного профессионального образования” от 21.03.2013
  • УКАЗ Президента Российской Федерации № 597 “О мероприятиях по реализации государственной социальной политики” от 07.05.2012
  • УКАЗ Президента Российской Федерации № 599 “О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки” от 07.05.2012
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № 236-ФЗ “О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона “О техническом регулировании” от 03.12.2012
  • РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства Российской Федерации № 2204-р “План разработки профессиональных стандартов на 2012-2015 годы” от 29.11.2012
  • ПРИКАЗ Правительства Российской Федерации № 23 “О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов” от 22.01.2013
  • ПРИКАЗ Министертва труда и социальной защиты Российской Федерации (МИНТРУД РОССИИ) № 565 “Об утверждении плана-графика подготовки профессиональных стандартов в 2013-2014 годах” от 30.11.2012
  • “График разработки профессиональных стандартов Минобрнауки России”. Утвержден Министром образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливановым 21 февраля 2013 года № ДЛ-2/06 вн

Российский опыт реализации MBA Скачать статью

Э.Ю. ЕсиЕсипова Э.Ю. НОУ ВПО «Международный институт менеджмента ЛИНК» пова, проректор по научной работе НОУ ВПО «Международный институт менеджмента ЛИНК»

Статья посвящена роли дополнительного профессионального образования, в частности, программ МВА, в повышении уровня  квалификации менеджеров. Представлены результаты исследования источников дифференциации программ МВА, предлагаемых на российском рынке. Проанализированы ожидания слушателей программ МВА в зависимости от профессионального опыта. Выявлены перспективы развития программ МВА с точки зрения удовлетворения потребностей слушателей.

Система менеджмента качества ДПО в университете Скачать статью

Корягина ИИИ.И. Корягина, помощник ректора по качеству ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»
А.В. Закорюкина, начальник отдела МЦДО ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»

В статье рассматривается вопрос о введении процесса дополнительного образования в основной жизненный цикл системы менеджмента качества классического университета, обозначается проблема взаимодействия специалистов разного уровня при реализации программ дополнительного образования, формирования процессного мышления.

Австрийская система образования – учеба на протяжении всей жизни Скачать статью

Е.И. Соболева, региональный менеджер Quality Austria в Росии и СНГ

В данной статье рассказывается о многоступенчатой системе австрийского образования, в которой значительную часть занимает профессиональное обучение. Возможно, именно такая система обеспечивает Австрии устойчивую экономику, хорошо подготовленные профессиональные кадры практически для любой сферы деятельности, один из высочайших в мире уровней качества продукции и услуг, а также высокий уровень жизни населения. В статье приводится занимательная статистика. Цифры указывают на доминирующую роль профессионального обучения в Австрии.

“ДПО в стране и мире”, №3-2013 Скачать журнал

СОДЕРЖАНИЕ

Из первых уст

Рябко Т.В.
Формирование системы независимой оценки и сертификации квалификаций Скачать статью

Т.В.РябкоВ условиях включения России в глобальную конкуренцию и вступления в ВТО вопросы признания квалификаций на национальном и международном уровнях приобретают принципиальный характер. Автор статьи рассматривает перспективы создания системы независимой оценки квалификаций (СНОК) в России с учетом существующей законодательной базы, опыта оценки и сертификации квалификаций в СССР и Российской Федерации, а также международного опыта как необходимого условия гармонизации российской и международной практики.

Качество образования

Шмелькова Л.В.
О профессионально-общественной аккредитации образовательных программ Скачать статью

Шмелькова ЛарисаЛ.В. Шмелькова, начальник отдела Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России

Демократизация образовательной системы с позиции государственного регулирования сопровождается формированием рынка услуг в сфере гарантии качества образования, возникновением спроса на независимую внешнюю оценку качества ДПО. В статье рассматриваются вопросы формирования системы профессионально-общественной аккредитации как одного из трех видов признания качества профессионального образования.

Теория и практика

Машукова Н.Д.
На чем строится система профессиональных стандартов? Скачать статью

Машукова Наталья Дмитриевна. Центр развития профессиональных квалификаций Высшей школы экономики, директорН.Д. Машукова, директор Центра развития профессиональных квалификаций Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Приоритетными задачами современной России в области развития человеческих ресурсов являются, во-первых, необходимость формирования национальной квалификационной структуры, соответствующей требованиям рынка труда, и, во-вторых, включение в процесс международной интеграции для повышения уровня социально-экономического развития страны. Автор статьи рассматривает принципы формирования профессионально-квалификационной структуры отрасли экономики как основы построения системы профессиональных стандартов, а также раскрывает проблемы формирования российской системы профессиональных квалификаций и исследует опыт их преодоления на примере отрасли автомобилестроения.

Вкладка – Нормативные документы

  • Письмо Минобрнауки России от 01.04.2013 № ИР-170/17 «О Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 30.03.2013 № 286 «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги»
  • Приказ Минтруда России от 12.04.2013 № 147н «Об утверждении Макета профессионального стандарта»
  • Приказ Минтруда России от 12.04.2013 № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»
  • Приказ Минобрнауки России от 29.04.2013 № 319 «О рабочей группе по разработке профессиональных стандартов»

Актуально

Лалаева З.А.
Новая нормативная база для ДПО Скачать статью

Лалаева ЗАЗ.А. Лалаева, начальник учебно-организационного отдела Института дополнительного профессионального образования Уфимского государственного нефтяного технического университета

Автор рассматривает вопросы изменения нормативной правовой базы, регламентирующей  деятельность системы дополнительного профессионального образования в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Разъясняются основные положения принимаемых подзаконных актов, необходимых для организации процесса реализации дополнительных профессиональных программ.

Профессиональное образование в мире

Али Рашиди
Шведская модель дополнительного профессионального образования Скачать статью

Али Рашиди, директор международных программ Фолькуниверситета (Швеция), генеральный директор Европейской ассоциации провайдеров ДПО ESADA

В этой статье подробно рассказывается о шведской модели дополнительного профессионального образования. Ее особенность в том, что она опирается на требования работодателей, которые определяют и утверждают основные компоненты финансируемых программ. В шведской модели главной целью является содействие развитию образовательных программ, которые направлены на быстрое удовлетворение потребностей работодателей в необходимых компетенциях.

Опыт регионов

Малашенко В.П., Трифонов С.И.
Образование. Проблемы не местного значения Скачать статью 

В.П. Малашенко, профессор, доктор экономических наук, декан факультета повышения квалификации СТИ НИТУ МИСиС, член национальной Ассамблеи специалистов в области труда и социальной политики;
С.И. Трифонов, начальник учебного центра ОАО «Лебединский ГОК», г. Губкин, Белгородская область

Российские предприятия сегодня испытывают острую нехватку высококвалифицированных специалистов рабочих специальностей и специалистов, умеющих решать инженерные задачи производства, обладающих навыками исследовательской и организаторской работы. Все понимают, высококвалифицированный специалист с хорошим техническим образованием – основа процесса технического перевооружения и модернизации. Авторы статьи пытаются вскрыть причины кадровой проблемы и найти пути ее решения.

ДПО в стране и мире”, №4-2013 Скачать журнал

СОДЕРЖАНИЕ

Нормативные правовые основания разработки профстандартов

Шмелькова Л.В.Л.В. Шмелькова, начальник отдела Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России, к.п.н., доцент

Согласование требований к квалификациям специалистов, предъявляемых рынком труда и сферой образования, с точки зрения автора, повлияет на качество образовательных услуг, позволит изменить модель взаимодействия образовательных организаций с работодателями. Статья знакомит читателей с мероприятиями по реализации государственной политики в сфере создания национальной системы квалификаций, соответствующих профессиональных стандартов в сфере образования и науки.

Шмелькова Л.В., Нормативные правовые основания разработки профстандартов Скачать статью 

Профстандарты как средство управления квалификациями

О.Н. Олейникова, профессор, Директор Центра изучения проблем профессионального образованияО.Н. Олейникова, профессор, Директор Центра изучения проблем профессионального образования, д.п.н
А.А. Муравьева, ведущий эксперт Центра изучения проблем профессионального образования, к.ф.н.
Н.М. Аксенова, заместитель директора Центра изучения проблем профессионального образования

О роли профстандартов. Понятийный аппарат, процедуры, правила

В статье раскрывается взаимосвязь профстандартов и квалификаций, вводятся основные термины, принципы и методика их проектирования; обсуждаются формы учета требований профстандартов при проектировании образовательных программ; анализируется международный опыт разработки профстандартов и институциональные механизмы обеспечения связи образовательных стандартов (программ) и рынка труда.

Понятийный аппарат, процедуры, правила

В статье обобщены международные подходы к разработке профессиональных стандартов. Особое внимание уделено методике, способной обеспечить прозрачность профессиональных стандартов и диверсификацию их использования, а также классификации видов профессиональной деятельности как основы для проектирования профессиональных стандартов. Затронуты вопросы институционализации разработки профессиональных стандартов в рамках отраслевого подхода.

Олейникова О.Н., Муравьева А.А., Аксенова Н.М., Профстандарты как средство управления квалификация Скачать статью

Разработка профстандартов в области образования и науки

В.И. Блинов, руководитель Центра профессионального образованияФГАУ «Федеральный институт развития образования», д. пед. н.
О.Ф. Батрова, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования ФГАУ «Федеральный институт развития образования», канд. пед. н.

А.А. Факторович, заместитель руководителя Центра профессионального образования ФГАУ «Федеральный институт развития образования», д. пед. н.

Проблемы и перспективы

В статье рассматриваются методологические и методические вопросы разработки и внедрения профессиональных стандартов в области образования и науки: необходимость и возможность стандартизации педагогической и научно-исследовательской деятельности, назначение профессиональных стандартов, подходы и проблемные точки их разработки.

Особенности разработки профстандартов в профессиональном образовании

Авторами описаны основные этапы создания профессионального стандарта педагогической деятельности в профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании, дополнительном образовании. Обозначены ключевые проблемы, возникающие перед разработчиками, и предложены варианты их решения. Приведены вопросы, актуальные для обсуждения и последующего совершенствования профессионального стандарта.

Блинов В.И., Батрова О.Ф., Факторович А.А., Разработка профстандартов в области образования и науки Скачать статью

Социально-педагогическое сопровождение обучающихся

В.В. Масленников, проф., зав. кафедрой Общего менеджмента ФГБОУ ВПО РЭУ им. Г.В. Плеханова, д.э.н.
И.А. Калинина, доцент кафедры Общего менеджмента ФГБОУ ВПО РЭУ им. Г.В. Плеханова, к.пс.н.

Авторы представляют разрабатываемый ими профессиональный стандарт специалиста в области воспитания (деятельность по социально-педагогическому сопровождению обучающихся), который отражает современные квалификационные требования работодателей и планируется для использования в целях подготовки специалистов, их оценки и составления должностных инструкций.

Масленников В.В., Калинина И.А., Социально-педагогическое сопровождение обучающихся Скачать статью

Профстандарт руководителя образовательной организации

В.М. Филиппов, ректор РУДН, д. ф-м.н., академик РАО
А.П. Ефремов, первый проректор РУДН, д. ф-м.н.

В статье рассмотрены основные проблемы разработки профессионального стандарта руководителя образовательной организации, показаны его роль и значение как базового элемента национальной системы квалификаций, универсального инструмента гармонизации сфер труда и образования. В качестве основного предложен методический подход, основанный на понимании управления в образовательной организации как замкнутого управленческого цикла, реализуемого на основе процессного представления деятельности с учетом внешней среды.

Филиппов В.М. , Ефремов А.П., Профстандарт руководителя образовательной организации Скачать статью

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся

Ю.М. Забродин, проректор Московского городского психолого-педагогического университета
О.М. Перепеченова, заместитель директора МБОУ ДОД «ДЮСШ»Чайка», аспирант Московского городскогопсихолого-педагогического университета
О.И. Леонова, координатор Президиума УМО по психологопедагогическому образованию, ведущий научный сотрудник управления Московского городского психолого-педагогического университета

Статья посвящена разработке и общественно-профессиональному обсуждению проекта профстандарта специалиста в области педагогической психологии, который учитывает реальные условия труда психологов в образовании и результаты анализа опыта отечественных и зарубежных психологических служб образования.

Забродин Ю.М., Перепеченова О.М., Леонова О.И., Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся Скачать статью

Ориентируясь на рынок труда

С.О. Дерябина, руководитель пресс-службы союза ДПО, начальник информационно-аналитического отдела Академии Пастухова

Мировые тенденции в сфере профессионального образования оказывают большое влияние на те преобразования, которые претерпевает российская система образования в последнее десятилетие, в частности, в ориентации образовательных программ на профстандарты. В статье подводятся некоторые итоги участия России в международных процессах, направленных на создание единого образовательного пространства.

Дерябина С.О., Ориентируясь на рынок труда Скачать статью

Вкладка «Нормативные документы»

Постановление Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций

График разработки профессиональных стандартов Минобрнауки России на 2013 – 2014 годы (утвержден Министром образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливановым от 14.07.2013 г. № ДЛ-14/06 вн

Состав рабочих групп по организации разработки профессиональных стандартов в сфере образования (утвержден Заместителем Министра образования и науки Российской Федерации А.А. Климовым от 17.07.2013 г. № АК-73/06 вн

«ДПО в стране и мире», №5-2013 Скачать журнал

СОДЕРЖАНИЕ

Приветственное слово читателям

ИвановВ.Г. Иванов, вице-президент Союза ДПО России, члена программного комитета 42 международного симпозиума по инженерному образованию IGIP, первого проректора Казанского национального исследовательского технологического университета по учебной работе, члена редколлегии журнала «Дополнительное образование в стране и мире».

Дорогие коллеги!

Номер журнала, который вы держите в руках, посвящен знаменательным и знаковым событиям для высшей школы, которая готовит инженерные кадры, – 42-му Международному симпозиуму IGIP по инженерному образованию «Глобальные вызовы в инженерном образовании», 16-ой Международной конференции по интерактивному обучению (ICL) и Международной научной школе «Инженерное образование для новой индустриализации», организаторами которых являются Международное общество по инженерному образованию IGIP, Казанский национальный исследовательский технологический университет КНИТУ и Технический институт Каринтии (Австрия).

Именно инженер, создающий инновационные продукты, становится ныне ключевой фигурой инновационных преобразований во всех отраслях. Вполне естественно, что подготовка инновационных специалистов также должна носить инновационный характер, который предполагает поиск новых подходов, моделей, методов обучения и нетрадиционных решений. Деятельность Международного общества по инженерному образованию IGIP направлена на совершенствование инженерного образования в соответствии с новыми вызовами, обмен передовым опытом, международное сотрудничество и подготовку высококвалифицированных преподавателей инженерных вузов. Усилиями IGIP были сформированы общие принципы развития инженерного образования, разработан и принят специальный документ «ING-PAED IGIP» (Европейский преподаватель инженерного вуза – ныне Международный преподаватель), в котором определены ныне действующие квалификационные требования к преподавателям высшей технической школы.

КНИТУВполне закономерно то, что все эти важные события для инженерного образования события происходят на базе Казанского национального исследовательского технологического университета (КНИТУ). Сотрудничество КНИТУ и IGIP началось в 1997 г. при содействии Российского мониторингового комитета (РМК), когда одним из первых в России был аккредитован при IGIP Центр подготовки и повышения квалификации преподавателей при КНИТУ. В Центре на базе кафедр инженерной педагогики и психологии и методологии инженерной деятельности создана известная в России и за рубежом научная школа инженерной педагогики, основателем которой был академик РАО А.А.Кирсанов; осуществляется подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации через аспирантуру и докторантуру, диссертационный совет по педагогическим наукам (подготовлено около 20 докторов и 200 кандидатов наук); реализуется специальная подготовка преподавателей вузов – претендентов на звание «Международный преподаватель инженерного вуза».

КНИТУ все более активно развивает международное сотрудничество и академическую мобильность, реализует совместные образовательные программы магистратуры со многими зарубежными университетами, участвует в международных проектах, конференциях и научных исследованиях.

Мы надеемся, что активное участие в обмене мнениями, семинарах, тренингах, обсуждениях позволит вам найти новые эффективные решения проблем. Желаем всем плодотворной работы, интересных идей и отличного настроения!

Проблемы инженерного образования и ДПО

Аниськина Н., Иванов В.Г., Дерябина С.О. “Проблемы и перспективы развития системы ДПО в России”

Иванов В.Г., Кондратьев В.В., Ауэр М. “Международное общество по инженерному образованию IGIP”

Барабанова В.С. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и новые аспекты дополнительного профессионального образования”

Зиятдинова Ю.Н. “Программы дополнительного языкового образования для интегранационализации инженерного вуза”

Подготовка инженерных кадров как необходимое условие развития российской экономики

  • Можаева Г.В. “Классический университет в повышении квалификации инженеров”
  • Федосеева Т.Е. “Повышение квалификации инженерных кадров и международные стажировки”

Шагеева Ф.Т., Храмова А.Ю., Крайсман Н.В. “Дополнительное профессиональное образование как потенциал для развития академической мобильности будущих инженеров”

Богоудинова Р.З. “Компетентностный подход в системе дополнительного образования”

Сафина Л.А., Тухбатуллина Л.М. “Особенности развития творческих способностей дизайнеров в системе дополнительного профессионального образования”

Подготовка преподавателей технических дисциплин

Соловьев А.Н, Приходько В.М., Мелецинек А. “Обучение международного преподавателя инженерного вуза в соответствии с новым учебным планом IGIP”

Сазонова З.С. “Опыт реализации индивидуальных программ повышения квалификации преподавателей МАДИ”

Минин М., Бенсон Г, Паканова В., Беломестнова Э. “Непрерывное повышение квалификации педагогического состава в инженерном университете”

Гурье Л.И. “Направления развития подготовки преподавателей вуза в системе дополнительного профессионального образования”

Осипов П.Н., Мавлявеева Л.С. “Повышение квалификации как условие инновационной деятельности преподавателей техникумов”

Взаимодействие образования и производства

Пастуховские чтения 2014 Рудая ИЛРудая И.Л. “Дополнительное образование при вступлении России во Всемирную торговую организацию: основные задачи”

Муратова Г.Я., Елизаров Д.В. “Взаимодействие КНИТУ с реальным сектором экономики в области ДПО”

Соколова А. “Последипломная практика в британской системе образования”

Вкладка “Нормативные документы”

Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. №499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» 

Постановление от 26 августа 2013 г. №729 о федеральной информационной системе «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении»

Правила формирования и ведения федеральной информационной системы «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении»

Письмо Минобрнауки России «О документах о квалификации»

“ДПО в стране и мире”, №6-2013 Скачать журнал

СОДЕРЖАНИЕ

Формирование единых требований для оценки качества ДПО

Пастуховские чтения 2014 АниськинаН.Н.Аниськина, к.т.н., действительный член Академии проблем качества, аудитор Европейской организации по качеству, президент Союза ДПО Скачать статью

В статье рассматриваются вопросы качества профессионального образования в России, перехода от государственной аккредитации к независимой оценке качества профессионального образования и сертификации профессиональных квалификаций. Представлен опыт Союза ДПО по созданию единой основы для оценки качества дополнительных профессиональных программ и реализующих их организаций с целью формирования системы признания качества профессионального образования и обучения.

Внедрение профессиональных стандартов и мировой опыт Скачать статью

Е.Ю.Есенина, к. пед. н., ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования ФГАУ «Федеральный институт развития образования»

В статье рассматриваются вопросы разработки профессиональных стандартов в России на фоне уже существующих аналогичных документов в странах Европы. Автор статьи определяет особенности использования профстандартов как инструмента на рынке труда,   анализирует  причины различий в построении национальных систем квалификации и пытается указать возможность адаптации существующих в мировом опыте подходов при разработке профессиональных стандартов в нашей стране.

Профессиональный стандарт как элемент стратегии корпоративного образования Скачать статью

С.В.Васильев, директор Центра подготовки персонала УВЗ, г. Нижний Тагил
С.В.Климан, начальник отдела обучения пресонала УВЗ, г. Нижний Тагил

В статье обоснована необходимость и значимость разработки профессионального стандарта по профессии «Сварщик». Актуальность задачи, поставленной перед разработчиками, становится очевидной, когда видишь, как профстандарты способствуют обеспечению  сложной системы интересов всех участников профессионального образовательного пространства и эффективному использованию  человеческих ресурсов.

Подготовка персонала через систему демонстрационных экзаменов. Опыт Финляндии Скачать статью

Х. Ниеминен, руководитель Отдела непрерывного образования взрослых Учебного центра “Салпаус”, г. Лахти, Финляндия
И. Урецкий, преподаватель Отдела непрерывного образования взрослых Учебного центра “Салпаус” , г. Лахти, Финляндия
С. Люйина, преподаватель Отдела непрерывного образования взрослых Учебного центра “Салпаус”, г. Лахти, Финляндия

В статье рассказывается о том, как потребности рынка труда в Финляндии конца ХХ столетия стали толчком для  совершенствования образовательной системы и как на базе этого опыта  сформировалась  система профессионального  образования  взрослых – система демонстрационных экзаменов, которая за 20 лет  распространилась практически на все рабочие профессии. Финляндия – пример того, как совершенствование образовательной системы может вывести страну в число наиболее современных и конкурентоспособных экономик мира.

Вкладка “Нормативные документы” Скачать

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности»
  • Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 14.06.2013 №426 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией

Развитие государственно-частного партнерства в сфере профессионального образования Скачать статью

А.И.Сатдыков, заместитель руководителя Центра управления образования и развития высшей школы ФГАУ “Федеральный институт развития образования”

Автор раскрывает суть государственно-частного партнёрства как инструмента привлечения бизнеса в систему профессионального образования. Дано определению ГЧП и представлены модели партнёрства на основе концессий и соглашений о ГЧП. Автором сделаны выводы о необходимости параллельного развития классических форм ГЧП и установления прямых взаимоотношений бизнеса и образовательных организаций.

Агент Европейкой интеграции как проводник на рынке труда Скачать статью

Е.Аверхед, агент Европейской Интеграции и инновационной методики интеграции низкоквалифицированных иммигрантов в образование взрослых, Румынский институт образования взрослых, Фолькуниверситет (Швеция), Реваленто (Нидерланды)

Статья  знакомит с инновационной  методикой, разработанной в рамках проекта «Интеграционный агент ЕС – инновационная методика интеграции низкоквалифицированных иммигрантов в образование взрослых – Программа Грундтвига» и рассказывает о главной   цели проекта, которая заключается в повышении доступности образования взрослых для низкоквалифицированных иммигрантов, чтобы помочь им выйти на рынок труда  и стать более активными членами общества.

Спрос и предложение на рынке дополнительного профессионального образования Скачать статью

Н.В.Ковалева, к.э.н., директор центра статистики и мониторинга образования, Институт статистических исследований и экономики знаний, Национальный исследовательский университет – Высшая школа  экономики
Д.Р.Бородина, к.э.н., старший научный сотрудник центра статистики и мониторинга образования, Институт статистических исследований и экономики знаний, Национальный исследовательский университет – Высшая школа  экономики
Л.Э.Ковалева, заведующий научно-информационным отделом Академии Пастухова

В  статье  приводятся  результаты  специальных опросов  и  мониторинга на рынке  дополнительного  профессионального образования.  Авторы статьи, опираясь на статистические  данные,  пытаются проанализировать,  оценить и спрогнози0440овать  изменения, происходящие  на стыке  профессионального образования и рынка  труда. Для руководителей учреждений  ДПО результаты опросов являются хорошей подсказкой в разработке и развитии  востребованных обществом  направлений деятельности.