Европейская ассоциация провайдеров ДПО ESEDAВ 2012 году была создана Ассоциация ESEDA — Европейский институт профессионального образования и обучения взрослых, создание которой преследовало следующие цели:

  • улучшение качества дополнительного профессионального образования провайдеров ДПО Европы,
  • создание прозрачной системы дополнительного образования, основанной на общих стандартах,
  • введение профессиональных квалификаций и степеней, признаваемых всеми провайдерами дополнительного профессионального образования Европы,
  • содействие международному обмену специалистами.

Предпосылками создания ESЕDA стал целый ряд факторов, основными среди которых являются проблемы, связанные с демографией и мобильностью, а также недостаточным развитием системы признания профессиональных квалификаций.

Факторы создания ESEDA

Более 99% всех фирм – компании малого или среднего бизнеса. Они обеспечивают около 70% всех рабочих мест, играют большую роль в формировании общей картины потребности в дополнительном профессиональном образовании (ДПО); дают большую часть государственных доходов; образуют костяк экономики и оказывают стабилизирующее воздействие на общество.  Сегодня в малых и средних предприятиях уже существует дефицит управленческих кадров и предпринимателей.
Демографическое развитие и увеличение конкуренции между различными секторами экономики приведет к еще большему усилению этого дефицита. Тем временем требования к менеджменту компании высоки и постоянно растут в условиях глобализации и взаимодействия стран в рамках ЕС.
До сих пор малый и средний бизнес в основном был обращён к системе начального и дополнительного профессионального образования . Сегодня во многих странах Европы в результате падения рождаемости происходит резкое снижение числа выпускников, и как следствие, малый и средний бизнес в целом может привлекать все меньше новых молодых специалистов.

Отчасти кадровая проблема решается за счет молодых людей с недостаточным уровнем подготовки, но это порождает другую проблему — низкий уровень квалификации.

Помимо этого, интенсивно меняются квалификационные требования для рабочих профессий, а также существует значительное их расхождение в различных регионах.

Один из ключевых инструментов для решения демографических проблем – увеличение профессиональной мобильности специалистов разных стран. Однако интеграция рынка труда в ЕС и в соседних странах по-прежнему сдерживается трансграничными барьерами.

В число первостепенных задач Лиссабонской Стратегии 2010 входило повышение географической мобильности в ЕС. Однако в настоящее время только 1,5% населения 15 стран ЕС заняты в другой стране. Несмотря на то, что уровень безработицы в этих странах различается, трансграничное перемещение является незначительным. Всего 0,2% — 0,3% от общего числа работников пятнадцати стран ЕС работают за рубежом. Правовые, административные, языковые барьеры, экономические, социальные и культурные различия являются причинами низкой географической мобильности рабочей силы в ЕС.

Еще одной причиной несовершенной трансграничной мобильности специалистов является недостаточное взаимное признание профессиональных квалификаций и ученых степеней за рубежом, а также различие систем профессионального образования. Для того чтобы ликвидировать это препятствие, система профессионального образования должна позволить людям приобретать новые квалификации, перемещаясь от одной среды обучения к другой. Это становится особенно важно, когда речь идет о трансляционной мобильности в сфере обмена знаниями. Другой аргумент в пользу усиления трансляционной мобильности – это потенциальная возможность повышения качества профессионального образования и обучения на основе трансграничного опыта.

Как ESЕDA планирует решать эти проблемы

Цели создания Ассоциации ESEDA — Европейского института профессионального образования и обучения взрослых:

  • Улучшение качества образовательных услуг провайдеров ДПО Европы.
  • Создание прозрачной системы дополнительного профессионального образования, основанной на общих стандартах.
  • Введение профессиональных квалификаций и степеней, признаваемых всеми провайдерами дополнительного профессионального образования Европы.
  • Содействие международному обмену специалистами.

Для достижения этих целей ESЕDA была запланирована двухэтапная программа мероприятий.

Базовая платформа для сотрудничества и формирование условий для деятельности ассоциации формируется в следующих направлениях:

  • Практическое применение европейской системы кредитов для профессионального образования с углублением принципов/методов на примере отдельно взятой профессии в странах-участницах.
  • Построение трансграничного сотрудничества и информа-ционных платформ.
  • Оценка возможности применения системы кредитов для профессионального образования во всех странах-партнерах ESЕDA.

Задачи первого этапа:

  • разработка комплекта материалов для определения общего процесса взаимного признания качества ДПО между странами ESЕDA;
  • обсуждение  подготовленного материала на индивидуальных встречах с каждым из партнеров;
  • подготовка проектов в рамках общего процесса создания системы взаимного признания квалификаций ДПО.

Процесса взаимного признания начат на первом этапе и развивается на втором.

Задачи второго этапа:

  • исследование каждым партнером национальных барьеров\проблем, которые могут возникнуть при  его работе в ESЕDA,
  • регистрация ассоциации в Брюсселе с целью признания ее в Европейском Союзе.

Членство Союза ДПО в ESЕDA с российской стороны

Реформирование профессионального образования в России, направленное на повышение качества за счет включения в образовательный цикл рынка труда и работодателя, делает это сотрудничество очень актуальным.

Союз ДПО в рамках ESЕDA работает над созданием общей для членов Ассоциации методической базы общественно-профессиональной аккредитации и сертификации профессиональных квалификаций.

Для решения этой задачи в 2012 году запущены два проекта. Первый проект направлен на разработку признаваемых в ЕС моделей оценки качества ДПО, на основе которых могла бы проводиться общественно-профессиональная аккредитация. Второй – разработка на основе Европейской рамки профессиональных квалификаций концепции и методик формирования трансграничной системы сертификации профессиональных квалификаций.

В проектах будет использован опыт партнеров по Ассоциации ESЕDA и разработок 4-х российских образовательных организаций: Национального исследовательского Томского государственного университета, Ивановского государственного университета, Института экономики, управления и права (Казань) и Государственной академии промышленного менеджмента имени Н.П.Пастухова (Ярославль).

По материалам X международной научно-практической конференции «Стратегия развития ДПО в условиях сокращения государственного регулирования» (19 – 20 апреля 2012 г., город Ярославль). – Ярославль: Изд-во Академии Пастухова, 2012. – 184 с.