Проект реализован по заданию Рособрнадзора по государственному контракту от 20.08.2014 №Ф-43-кс-2014.

Итоговая цель, скорее даже, сверхзадача проекта – это согласование спроса и предложения рабочей силы, которые на сегодня расходятся зачастую кардинально. Как инструменты согласования в рамках проекта понимаются:

  • (1)    профессиональные стандарты и проводимая на их основе независимая оценка квалификации – они позволяют согласовать спрос и предложение квалифицированного труда на уровне 1 сотрудника;
  • (2)    профессионально-общественная аккредитация образовательных программ: она является залогом подготовки специалистов, соответствующих требованиям «своих» специальностей и, наконец,
  • (3)    общественная аккредитация образовательных организаций – как подтверждение того, что они готовят толковых специалистов.

Реально, конечно, есть и другие инструменты согласования спроса и предложения рабочей силы, но проект сконцентрирован на перечисленных.

По проекту ведется отдельный сайт, на котором можно ознакомиться с:

На соответствующих страницах размещены презентации отдельных результатов проекта, фото и видео материалы.

Итоговая презентация по проекту представлена на слайдере:

Разработка модели оценки качества высшего и дополнительного профессионального образования является только частью проекта МОН 2014, но представляет самостоятельный интерес. Ознакомиться с ее кратким описанием можно на сайте проекта. Однако модель важна и с позиций независимой оценки качества образования, поэтому размещаем здесь результаты ее апробации.

Апробацию модели оценки качества высшего и дополнительного профессионального образования Союз ДПО проводил на программах Национального исследовательского Томского государственного университета и Государственной академии промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова, которые разрабатывались и реализовывались при поддержке партнеров ESECDA.  При формировании критериев оценки качества профессиональных программ акцент делался на важные для потребителей характеристики, требований выявленные в процессе анализа их.

Например, для профессионально-общественной аккредитации программы профессиональной переподготовки «Мастер бизнес-администрирования» (МВА) выделены 4 основные группы критериев, относящиеся к: менеджменту программы; содержанию и организации обучения; потребителям; ресурсам программы. В каждой группе основное внимание уделяется достижению заявленных образовательных результатов, созданию условий для индивидуальной профессиональной и личностной траекторий развития, изучению удовлетворенности потребностей — слушателей и работодателей.

Так, в первой группе оценивается соответствие целей программы и миссии, видения, стратегии организации, соответствие заявленных образовательных результатов требованиям заинтересованных сторон, дополнительная ценность по сравнению с программами конкурентов, наличие действующей системы сбора, анализа и учета информации об удовлетворенности потребителя качеством программы.
В группе «Содержание и организация обучения» оценивается системность анализа и учета требований потенциальных потребителей и других заинтересованных сторон при проектировании аккредитуемой программы; наличие действующего механизма привлечения работодателей и других заинтересованных сторон к проектированию а также к реализации программы и оценке уровня квалификации слушателей; учет ранее полученного образования и опыта слушателей при разработке (доработке) учебных планов дисциплин программы и планировании образовательной траектории; соответствие объема программы, состава дисциплин планируемым образовательным результатам; возможность прохождения российских и зарубежных стажировок; соответствие учебно-методического и организационно-методического обеспечения требованиям программы; адекватность форм и методов обучения принципам андрагогики; наличие действующей системы коучинга; гибкость и модульность программы; качество административного сопровождения программы.
В группе «Потребители» проводится оценка качества реализации программы по таким критериям, как: наличие сформулированных и опубликованных требований к уровню квалификации и практическому опыту поступающих; наличие сформированного профиля выпускника; наличие эффективных методов информирования потенциальных потребителей о программе и условиях ее реализации; действующая система оценки качества программы обучающимися; доля удовлетворенных обучающихся.
В группе «Ресурсы программы» ключевое значение отводится таким характеристикам, как: доля ППС, имеющих степени кандидатов и докторов наук, практический опыт работы по направлениям программы; участие в программе аккредитованных экспертов национального и международного уровня, а также иностранных преподавателей; наличие у ППС программы опыта научных исследований и разработок фундаментального и (или) прикладного характера, опыта консалтинга, научных публикаций по тематике программы за последние пять лет; обеспеченность программы учебными помещениями и оборудованием с учетом современных требований, информационными ресурсами, учебно-методическими и дидактическими материалами.