Итоги форума «Федеральные учебно-методические объединения в системе СПО: модели функционирования и перспективы развития»

ВСЕРОССИЙСКИЙ ФОРУМ

«Федеральные учебно-методические объединения в системе среднего профессионального образования:  модели функционирования и перспективы развития»

24 ноября 2016 года в Московском политехническом университете прошел всероссийский форум «Федеральные учебно-методические объединения в системе среднего профессионального образования:  модели функционирования и перспективы развития». Организатором данного мероприятия выступило Министерство образования и науки Российской Федерации.

Основной целью проведения форума стало обсуждение модели и содержания функционирования ФУМО СПО в условиях реализации комплекса мер развития среднего профессионального образования в Российской Федерации на 2015-2020 гг., утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 3 марта 2015 г. N 349-р.

Работа форума проходила по направлениям, связанным с развитием текущих приоритетов в области среднего профессионального образования:

– методическое и информационное сопровождение федеральных государственных образовательных стандартов;

– модели функционирования ФУМО СПО для обеспечения качества и развития содержания среднего профессионального образования;

– взаимодействие  ФУМО СПО с профессиональными сообществами и рынками труда.

Среди основных вопросов на форуме обсуждались модели методического и информационного сопровождения разработки, актуализации и внедрения ФГОС в соответствии с задачами государственной политики в СПО, рассматривались современные подходы к формированию структуры и содержания ФГОС СПО.

По мнению участников форума, для федеральных учебно-методических объединений среднего профессионального образования, важное значение приобретает организация процесса разработки примерных основных образовательных программ. Сегодня разработки примерных программ по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям из списка ТОП-50 осуществляется с учетом изменений макета ФГОС.  Площадками для пилотных экспериментов по апробации образовательных программ становятся межрегиональные центры компетенций.

Новые федеральные государственные образовательные стандарты СПО, разработанные в 2016 году, дали толчок изменениям, которые призывают профессионально-педагогическое сообщество активизировать методические ресурсы и включиться в процесс создания образовательных программ, удовлетворяющих запросам рынка труда и требованиям профессиональных стандартов. Среди новаций ФГОС СПО: изменение сроков обучения, появление гибких подходов к освоению профессиональных модулей, введение новых общих и профессиональных компетенций, повышение требований к условиям реализации программы, введение в государственные итоговые процедуры демонстрационного экзамена.

По мнению участников форума, данные процессы должны сопровождаться созданием постоянно действующего механизма повышения квалификации педагогических кадров, их профессионального «насыщения» отраслевыми знаниями и умениями, обеспечения практикой подготовки обучающихся к победам на мировой чемпионате рабочих профессий WorldSkills.  Дополнительным инструментом для обмена лучшими практиками станет функционирование информационного ресурса ФУМО СПО. Ожидания пользователей создаваемого открытого информационного ресурса стали предметом активного обсуждения на круглых столах форума.

Особое внимание на форуме было посвящено рассмотрению вопросов, связанных с организацией сотрудничества ФУМО с представителями Советов по профессиональным квалификациям, объединениями работодателей, установлению партнерских связей с региональными предприятиями и организациями в целях синхронизации запросов рынка труда к результатам образовательной деятельности системы СПО.

В мероприятии, объединившем на своей площадке более полутора сотен человек, приняли участие представители профессионально-педагогического сообщества и эксперты со стороны отраслевых сообществ, в том числе 42 федеральных учебно-методических объединения среднего профессионального образования, Советы по профессиональным квалификациям, Национальный фонд подготовки кадров, руководители и представители Межрегиональных центров компетенций (МЦК), другие структуры, заинтересованные в развитии среднего профессионального образования.