Л.В. Шмелькова, начальник отдела Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России

Л.В. Шмелькова

В статье рассматриваются актуальные вопросы государственной политики, а также вопросы развития правового и нормативно-методического обеспечения системы дополнительного профессионального образования.

Система дополнительного профессионального образования (далее –ДПО), как и в целом система образования Российской Федерации, существенно обновляется. Концептуальные основы изменений в сфере ДПО предусмотрены Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года посредством создания современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.

Продолжением стратегической линии, направленной на развитие непрерывного образования, национальной системы квалификаций стали «майские» 2012 года указы Президента Российской Федерации В.В. Путина.

В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» поставлена задача разработки и реализации комплекса мер, направленных на подготовку и переподготовку управленческих кадров в социальной сфере, инженеров и технических специалистов. Комплекс мер разработан Минобрнауки России совместно с Минэкономразвития России и другими федеральными органами исполнительной власти (утвержден Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 4 декабря 2012 г., № 6697п-П8).

Поручение об утверждении не менее 800 профессиональных стандартов дано Президентом Российской Федерации в Указе от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Ответственными исполнителями по указанному поручению являются: Минтруд России, а также заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, общероссийские объединения работодателей, общероссийские объединения профсоюзов. Утвержден комплексный план мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014 – 2016 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 487-р).

Создана нормативная правовая база разработки профессиональных стандартов: утверждены порядок разработки и применения, уровни квалификаций, макет профессионального стандарта и др.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) определил роль профессиональных стандартов в системе образования:

учет положений профессиональных стандартов при формировании соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования;
использование требований профессиональных стандартов и рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля при проведении профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ;
установление требований в отношении руководителей образовательных организаций, лиц, занимающихся педагогической деятельностью, иных работников образовательных организаций (инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции).

В соответствии с Правилами разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, принятыми постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23, профессиональные стандарты используются:

работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Вместе с тем, возможности профессиональных стандартов значительно шире. Работник на основе профессиональных стандартов может определять уровень своей профессиональной деятельности и соответствие квалификационным требованиям, а также использовать эту оценку как основание для планирования своего профессионального развития.

Государство, используя профессиональные стандарты, может формировать политику в области занятости населения, решать задачи кадрового обеспечения экономического развития страны.

Скачать и прочитать полностью