19 ноября на образовательной платформе Юрайт состоялась онлайн-дискуссия “ДПО: дополнительное и обязательное?”, в которой приняла участие Президент Союза ДПО, ректор Государственной академии промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова Нина Николаевна Аниськина.
Запись трансляции смотрите по ссылке
Также Нина Николаевна дала небольшое интервью представителям Юрайт:
Взрослых объективно учить проще, чем детей — благодаря их независимой (в норме) самооценке, мотивации, накопленному опыту. Но этот самый опыт может иметь обратную сторону. Формирующиеся годами стереотипы, консерватизм, боязнь нового, особенно когда речь идет о цифровизации, — как они сказываются на обучении взрослых сегодня? Как вы на практике боретесь с этим неприятием и страхами?
Я не совсем согласна с Вашим тезисом, что взрослых объективно учить проще, чем детей.
Для меня работать со взрослыми, безусловно, интереснее, чем со студентами.
Во-первых, это всегда индивидуально. Не бывает двух одинаковых занятий доже по одной и той же теме. У наших слушателей разная исходная база знаний, умений, компетенций. Кто-то может владеть хорошим практическим опытом и ожидать от занятий теоретического подкрепления, кто-то наоборот больше нуждается в практической подготовке – и они в одной группе. Поэтому в ДПО не срабатывают классические технологии (как в вузе). Мы еще с 80-х на занятиях используем игры открытого типа, всевозможные сессии, круглые столы – все те методы, которые позволяют реализовать принцип «от деятельности к знанию», запустить групповые процессы по обмену опытом и совместной выработке новых решений, а преподавателю находится в позиции модератора, наставника, консультанта, эксперта. Это результативнее, эффективнее, полезнее для взрослых. С развитием цифровых технологий всю содержательную часть мы перевели на онлайн и дистанционные формы. Кроме того практически во всех программах используем проектные модули, когда слушатели делают реальные проекты для своей организации или для собственного профессионального развития.
Ваша Академия [Академия Пастухова] – прекрасный пример специализированного государственного института ДПО. Как Вам удается конкурировать за слушателей с университетами и частными центрами?
С одной стороны это просто. ДПО по определению такой подвид образования, который обеспечивает «доводку» специалистов до требований его конкретного рабочего места. Не понимая ожиданий и требований Заказчика, мы не можем рассчитывать на то, что он будет оплачивать нашу работу, а это основной источник финансирования ДПО, не считая выполнение научных, проектных работ, аналитических исследований, методических разработок, которые мы выигрываем по конкурсу. В основе деятельности ДПО бизнес-модель, мы в рынке (практически без бюджетного финансирования) с начала 1992 года. Кто не понял это или не принял, их уже давно нет. Это наше конкурентное преимущество перед вузами.
С другой стороны, мы часто сталкиваемся с недобросовестной конкуренцией, и тяжелее всего, когда это делает государство. Примером может служить нормативно оформленный запрет для организаций ДПО на участие в федеральном проекте «Новые возможности для каждого» Национального проекта «Образование». Нам не дозволяется то, что мы умеем делать лучше других, что относится к нашей основной деятельности по закону и по уставу. В этом случае, естественно, мы не можем конкурировать с вузами, если конечно это можно назвать конкуренцией.
Как вовлекать работодателей в совершенствование программ ДПО?
Это не является проблемой, если программы делаются под запрос работодателя. Но в этом случае жизненный цикл образовательной услуги (а у нас это услуга в чистом виде, социально значимая, но услуга!) в обязательном порядке включает такой процесс как анализ рынка или требований конкретного работодателя, на основе чего и проектируется дополнительная профессиональная программа, а также процесс анализа удовлетворенности не только потребителя (самого обучающегося), но и Заказчика, направившего его на обучение. Но эти процессы требуют немало ресурсов и хорошо выстроенного управления. У нас в Академии Пастухова анализом требований и продвижением программ на рынок занимается не одна структура: это отдел продаж, группа PR, проектный офис и менеджеры на каждой кафедре, в институте, учебном центре, специалисты отдела качества и учебно-методического управления. В общей численность этих специалистов составляет почти половину всего основного персонала. А управление ими – одна из основных задач нашей системы менеджмента качества. В вузах этого нет, а если и есть где-то, то совсем не всегда эти процессы хорошо управляются, их не рассматривают как ключевые.