Кадры для цифровой экономики: взгляд в будущее

В статье излагаются некоторые результаты дискуссии рабочей группы «Кадры и образование» «Агентства стратегических инициатив» по разработке проекта программы «Цифровая экономика».

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровая информационная среда, модель цифровых компетенций, сетевая информационная образовательная среда.

Л.В. Шмелькова
Вице-президент Института мобильных образовательных систем, канд. пед. наук, доцент, г. Москва

Сфера образования является одной из ключевых и наиболее перспективных площадок глобальной конкуренции государств за экономическую мощь и политическое влияние в XXI веке.

Несмотря на значительные достижения, которых России удалось добиться в этой сфере за последние годы, глобальная конкуренция ставит перед государством в области образования абсолютно конкретные (и зачастую новые) задачи, решить которые необходимо, чтобы Россия оставалась полноценным, самостоятельным и уважаемым участником мирового сообщества к середине столетия.

Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному собранию в декабре 2016 года поставлена задача запуска масштабной системной программы развития экономики  нового технологического  поколения  – так называемой цифровой экономики.

Для решения данной амбициозной задачи необходимы квалифицированные кадры. Под эгидой Агентства стратегических инициатив (АСИ) создана рабочая группа по разработке проекта программы «Цифровая экономика».

Предлагаю профессиональному сообществу в сфере дополнительного профессионального образования на осмысление некоторые результаты дискуссии рабочей группы по направлению «Кадры и образование».

Человек – ключевой элемент Цифровой экономики (как и экономики вообще) и процесса перехода к ней.

Существенны следующие роли, функции и компетенции человека в цифровой среде. Биопсихосоциальная личность, адаптированная к возможностям и ограничениям Цифровой экономики,   повседневно пользующаяся ее благами и испытывающая  минимальный дискомфорт от Цифрового шока будущего, постоянно адаптирующаяся к новым условиям, учащаяся во всей жизни, ограниченные возможности здоровья которой компенсируются цифровыми технологиями.

Гражданин, ответственно взаимодействующий с Цифровой демократией, Цифровым правительством (властью), Цифровыми медиа.

Будущий и сегодняшний работник, пользователь, обладающий необходимыми компетентностями для эффективной деятельности в условиях Цифровой экономики (в том числе – в сфере образования, культуры, исследований, обороны и безопасности), обращающийся в своей деятельности к цифровой среде и цифровым инструментам как обучающийся и профессионал.

Создатель будущей Цифровой экономики – математик, программист, специалист в когнитивных исследованиях, педагог, организатор и управленец, предприниматель и инвестор.

Важнейшей чертой человека, адекватного Цифровой экономике, является то, что это личность, оснащенная цифровыми технологиями, использующая их в повседневной и профессиональной деятельности, ведущейся в Цифровой информационной среде; цифровые технологии используются всюду, где они полезны и необходимы.

Необходимыми элементами конкурентоспособной Цифровой экономики являются:

Модель (описание) цифровых компетенций, охватывающая все указанные выше роли и компетенции человека, с вариантами, относящимися к различным областям профессиональной  деятельности.

Цифровая среда деятельности гражданина, работника – это среда, при обучении в которой идут деятельность и фиксация, регистрация этой деятельности и ее результатов.

Система проверки выполнения требований Модели (сертификации цифровых компетенций) в деятельности человека.

Знания информационных технологий и даже основных моделей их применения недостаточно для эффективной деятельности гражданина и профессионала  в 21-ом веке. Необходимы компетенции 21-го века, в том числе: критическое и творческое мышления, инициативность  и  ответственность, адаптивность, инновационность, предприимчивость, эмоциональный интеллект.

Можно условно данные компетенции сгруппировать в 3 блока.

Цифровые  компетенции – уверенное и эффективное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для работы, отдыха и общения. Инициативность и предпринимательские компетенции – способности превращать идеи в действия через творчество,  инновации и оценку рисков, а также способности планировать и управлять проектами.

Softskills – способности выстраивать межкультурные сетевые коммуникации (социальные и профессиональные), учиться и совершенствоваться и др.

Цифровая фиксация, регистрация деятельности человека дает возможность для объективизированного оценивания результативности и эффективности деятельности, ее соответствия Модели с использованием:

  1. Формализованных регламентов, процедур и критериев оценивания;
  2. Людей-экспертов, работа которых, в свою очередь, фиксируется, регистрируется и оценивается;
  3. Автоматизированных систем,  накапливающих большие объемы данных фиксации деятельности всех членов общества.

Предполагается быстрое развитие в период реализации Программы всех трех компонентов. При этом формализованный компонент (1), используемый экспертами (2), будет интегрирован в автоматизированную систему (3). Будет формироваться самоорганизующееся профессиональное сообщество экспертов (2), будут совершенствоваться регламенты (1). Функции экспертов (2) в соответствии с общими тенденциями Цифровой экономики на основе анализа больших данных по работе экспертов будут автоматизироваться (3).

Накапливаемые в цифровой среде данные об учебной и профессиональной деятельности человека и их оцениванию образуют его индивидуальную карьерную цифровую историю. На ее основе формируются цифровые зачетные книжки, аттестаты и дипломы, свидетельства о достижении определенных образовательных цензов и квалификаций, рекомендации, портфолио, резюме (CV) и трудовые книжки.

Цифровая экономика предусматривает, в частности, повышение качества жизни, снижение человеческих  затрат на жизнеобеспечение,  оптимизацию образовательных маршрутов граждан с ограниченными возможностями здоровья, использование их человеческого потенциала как позитивного элемента Цифровой экономики.

В образовательной сфере Программа предполагает следующие взаимосвязанные направления: формирование образа выпускника, образовательных стандартов, программ, систем оценивания, содержания образования, методов и способов образовательной деятельности  на  всех уровнях образования и во всей структуре образовательного процесса.

Компетенции 21-го века, входящие в вариативную Модель цифровой компетентности, преемственно формируются в сферах общего образования, профессионального образования, дополнительного профессионального образования и в процессе профессиональной и повседневной деятельности человека. В процессе формирования будут  использоваться цифровые и сетевые технологии.

Отказ от применения цифровых технологий в тех или иных элементах образовательного процесса (применяемых в жизни в аналогичных ситуациях) будет требовать специального анализа и обоснования.

Будет обеспечена индивидуализация, персонализация, доступность и эффективность образования для каждого, включая:

  • оптимальные образовательные результаты, достижимые для каждого гражданина, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
  • поддержание мотивации каждого обучающегося, обеспечение образовательных элементов, предоставляющих возможности максимального раскрытия индивидуальных способностей  и талантов;
  • раннее выявление, диагностика трудностей и проблем в обучении, их компенсация и ликвидация.

Ключевым элементом в обеспечении данных характеристик образовательного процесса является Сетевая информационная образовательная среда. В такой среде осуществляется учебная деятельность и взаимодействие участников образовательного процесса, фиксируется весь ход и результаты образовательной деятельности.

Образование в очной, очно-заочной и заочной формах будет полностью использовать возможности дистанционных образовательных технологий взаимодействия с образовательной средой и между участниками, иметь общую систему итоговой аттестации и различаться объемом ресурсов (в первую очередь – преподавательских), затрачиваемых образовательной организацией  на каждого  обучающегося.

По накапливаемой в среде информации (с использованием больших массивов данных по всей системе образования) производится диагностика индивидуальных достижений и затруднений, прогнозируются и планируются индивидуальные образовательные маршруты,
оцениваются относительные результаты (индивидуальные приращения) и абсолютные (соответствие внешним критериям), даются рекомендации обучающимся,  их семьям, актуальным и будущим работодателям. Цифровая информационная образовательная среда  интегрирована в цифровую среду деятельности гражданина и работника. Фиксируемая в ней информация является частью карьерной цифро- вой истории. Специфические экзаменационные процедуры будут использоваться лишь в специальных ситуациях: особой важности результатов аттестации для общества и государства; по требованию аттестуемого, надеющегося показать принципиально лучшие результаты, чем оценки его деятельности в информационной среде.

Будет сформирован  и постоянно пополняться запас открытых общеобразовательных, общеразвивающих онлайн-ресурсов и  ресурсов  профессионального образования, начиная от отдельных заданий и завершенных блоков содержания, до курсов и модулей формирования заданных компетенций и целостных открытых систем содержания образования определенного уровня, дополняемых внутрикорпоративными  образовательными ресурсами. Финансирование создания отдельных, наиболее перспективных и приоритетных с общегосударственной точки зрения,  образовательных ресурсов (в том числе – курсов и модулей) будет осуществляться в рамках Национальной технологической инициативы, Стратегии научно- технологического развития Российской Федерации.

Существенно, что во всех аттестационных и сертификационных процедурах будут оцениваться компетенции человека, оснащенного цифровыми технологиями, действующими в информационной среде. Экспертная деятельность по оцениванию (сертификации) образовательных результатов будет оплачиваемой, она будет фиксироваться в цифровой карьерной истории, такая фиксация является базой для оценки компетентности эксперта и организации, представляющей эксперта.

Финансирование деятельности образовательных организаций, ведущих обучение граждан,  в том числе с использованием открытых ресурсов, будет многоканальным, в частности, из госбюджета по актуальным направлениям. Различные источники – государство, корпорации будут финансировать целевую подготовку, результаты которой восполняют дефициты Цифровой экономики.

Будет развернута перспективная исследовательская и разработческая деятельность, основывающаяся на достижениях когнитивных наук в направлении применения цифровых технологий для расширения возможностей традиционных моделей гуманистической педагогики (прежде всего – российских), в том числе: коллективной, проектной, исследовательской, игровой учебной деятельностей, и формирования новых моделей.

В общем образовании центральной интеграционной предметной областью становится (наряду с русским языком и литературой, математикой и информатикой) технология, включающая информационные и коммуникационные технологии.  Предполагается освоение всеми обучающимися новой грамотности: сохранение и укрепление здоровья, общее физическое и психическое развитие, сбережение и улучшение среды обитания, оптимальное экономическое поведение, логическое мышление и коммуникация, общекультурная основа (включая    естественные науки, национальные элементы).

Специфическими задачами системы профессионального образования является установление связи со структурами исследований и разработок и с бизнес-структурами. В частности, будет обеспечена производственная и деловая активность обучающихся и преподавателей и учет этой активности при аттестации и оценке эффективности деятельности участников образовательного процесса (в том числе учет авторских прав на интеллектуальные продукты аналогично публикационной активности или более приоритетно – объем средств, привлеченных в старт-ап). Будет обеспечена программа грантовой поддержки привлечения обучающихся к оплачиваемой работе в ИТ- сфере.

Особое внимание будет уделено сквозной линии создателей технологий цифровой экономики, начиная с общего образования, дополнительного образования детей и кружкового движения. В частности, на всех уровнях образования будет отрабатываться модель, включающая совмещение обучения и практической деятельности: в области математики и информатики, в области когнитивистики  (математика и педагогика), учет достижений в рамках системы формального образования. Система подготовки и дополнительного профессионального образования педагогов будет включать как практическую работу в образовательных организациях, интенсивно использующих цифровые технологии, так и стажировку в различных организациях, использующих передовые модели применения и создания цифровых технологий.

Будет обеспечена грантовая поддержка для участия в лучших зарубежных образовательных программах.

Дополнительное образование взрослого станет продолжающейся активностью учения во всей жизни, показателем качества жизни,  максимально комфортного и эффективного вхождения в новые элементы цифрового мира, использования этих элементов для обогащения, удовлетворения потребностей личности. Будут использованы разнообразные формы популяризации, рекламы цифрового мира, конкурсы и поощрения в его освоении. Обучение будет стимулироваться образами обучающегося человека и «историями успеха» в СМИ, конкурсами и грантами.

Для эффективного использования человеческого потенциала в интересах Цифровой экономики будет обеспечена возможность для максимально широкого круга граждан включиться в продуктивную деятельность с учетом их квалификации и мобильности. Будут обеспечены гибкие форматы занятости, в том числе полностью дистанционной (от посылки резюме и подачи заявления о приеме на работу до представления результатов выполненной работы). В указанный круг граждан войдут в качестве полноправных участников: обучающиеся и преподаватели, пенсионеры, инвалиды, женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.

Среди профессионалов Цифровой экономики особую роль приобретают педагогические работники, непосредственно обеспечивающие   весь процесс формирования общества Цифровой экономики, реализацию Модели цифровой компетентности и сами ею обладающие. Будет стимулироваться реализация этой роли профессионалами, исходно не имеющими профессиональной педагогической подготовки.

Будут созданы привлекательные условия для работы в Цифровой экономике, в  том числе для привлечения на ключевые, конкурентные  позиции зарубежных специалистов.

Указанные направления реализации Программы в сфере трудовых отношений будут поддержаны соответственной регулятивной базой. В частности, будет вестись постоянное обновление профессиональных стандартов и повышение качества оценки квалификации, базирующейся на анализе деятельности работника в информационной среде.

Непрерывное образование перестанет быть периферией и станет одной из опор всей сферы образования.

Оно будет выстроено вокруг нескольких сетей непрерывного образования, действующих лишь со стартовой бюджетной поддержкой, объединяющих поставщиков и потребителей отдельных курсов и комплексов курсов (модулей), сертификаторов (специалистов и организаций, проводящих объективную оценку компетенций), навигаторов (специалистов и организаций, обеспечивающих информационную и карьерную поддержку потребителей). Эти услуги будут оказываться с помощью современных сетевых технологий. «Традиционные» образовательные организации должны взаимодействовать с этими сетями и как поставщики курсов и процедур оценок, и как их потребители.

Необходимым элементом такой системы станут механизмы объективного оценивания квалификаций и отдельных навыков (компетенций), когда государство выполняет функцию контроля качества процедур и содержания оценки. Результаты такой оценки будут использоваться, прежде всего, самими гражданами для выстраивания своих образовательных траекторий.

Шмелькова Л.В., Кадры для цифровой экономики: взгляд в будущее// Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. —  2016. — № 8(30). — С. 1-4. Скачать статью